программа строительства православных храмов в г. Москве
Русская Православная Церковь
«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20)


Храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

АДРЕС: Западный округ. Внутригородское муниципальное образование Очаково-Матвеевское, Мичуринский проспект, напротив вл. 15

НАСТОЯТЕЛЬ: священник Александр КАТУНИН

Главный архитектор: Александр Иванович Зусик, генеральный директор компании «Архитектон», кандидат архитектуры, лауреат премии ЮНЕСКО

Официальный сайт прихода: www.hram-kupina.cerkov.ru

Новости прихода:

Рубежи столицы

Председатель Финансово-хозяйственного управления митрополит Рязанский и Михайловский Марк согласовал эскизный проект храма на Мичуринском проспекте, 15

Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил малое освящение храма в честь святого равноапостольного князя Владимира

Жители Очаково собрались на Пасхальный молебен на месте строительства храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Несколько сотен москвичей провели сход в Очаково в поддержку храма

Рождение святыни


Весной 2015 года, во время Великого поста, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил малое освящение храма в честь святого равноапостольного князя Владимира. Возведение небольшой деревянной церкви в честь святого Владимира при строящемся храмовом комплексе иконы Божией Матери Неопалимая Купина в Очаково было приурочено к юбилейному году 1000-летия со дня рождения Крестителя Руси.

22 марта 2014 года на месте строительства был совершен первый молебен с акафистом Пресвятой Богородицы.


Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»

Празднование 17 (4) сентября

По традиции Древней Руси считается, что эта икона защищает жилье от пожаров и является покровительницей всех пожарных.

Неопали́мая Купина́ — это горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошел к купине, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнем, но не сгорает» (Исх.3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста и призвал вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю.

Неопалимая Купина явилась одним из ветхозаветных прообразов, указавших на Богоматерь. Этот горящий, но не сгорающий куст знаменовал собою непорочное зачатие Христа от Духа Святого. Став Материю, Пресвятая Мария осталась Девою. Можно встретить и другое толкование прообразу Неопалимой Купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла чистою, не познавшею беззакония.

В церковных песнопениях мы не раз встречаем этот Заветный символ: «Якоже купина не сгораше опаляема, тако Дева родила ecu». В стихире на Благовещение поется: «Радуйся, Купино Неопалимая». Благочестивое христианское усердие воплотило эту идею в художественном образе.

Икона

В центре образа располагается изображение Богоматери с младенцем, которая, как правило, держит в своих руках ряд символических атрибутов, связанных с ветхозаветными пророчествами: Гору из пророчества Даниила, Лестницу Иакова, Врата Иезекииля и т.п. (Лестница в руках Пречистой Девы означает, что через Богородицу на землю сошел Сын Божий, возводящий на Небо всех верующих в Него.)

Это изображение заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырехугольниками — зеленым и красным (естественный цвет Купины и цвет объявшего ее пламени). По углам красного четырехугольника изображаются человек, лев, телец и орел, символизирующие четырех евангелистов. Вокруг него в свою очередь располагаются изображения четырех ветхозаветных сюжетов: Моисей перед Купиной, сон Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иесеево.

История

По преданию первая икона «Неопалимой Купины» была привезена на Русь с Синая палестинскими старцами в 1390 году. Почитание «Неопалимой Купины» в Москве связано со следующим преданием:

Стремянный конюх царя Феодора Алексеевича Димитрий Колошин особенно любил икону Богоматери «Неопалимая Купина», которая стояла в сенях при царской Грановитой палате. Каждый раз при входе и выходе из дворца он усердно молился пред образом. Однажды царь разгневался на своего верного конюха и собирался отдать его под суд. Между тем Колошин был совершенно невиновен.
Надеясь на помощь Царицы Небесной, конюх с еще большим усердием начал молиться пред иконой. И очень скоро его просьба была услышана: Феодору Алексеевичу во сне явилась Сама Богоматерь и объявила, что конюх пред царем чист и не повинен в возводимых на него грехах. Тогда государь велел провести тщательное расследование дела Колошина и, не найдя его вины, освободил своего верного слугу от суда и возвратил ему прежнее расположение. В благодарность своей Избавительнице Колошин выпросил у царя икону «Неопалимой Купины» и в 1680 году построил во имя этого образа храм.

Предание повествует и о других случаях. Так, протоиерей Новодевичьего монастыря Введенский рассказал одному из священников Неопалимовской церкви, которая располагалась недалеко от монастыря, следующее: «В 1812 году, когда Москва была занята французскими войсками, остался я один в монастыре. И однажды был напуган неожиданным приходом польского солдата. Солдат протянул мне серебряную ризу с иконы «Неопалимой Купины» и очень просил возвратить драгоценность в ту церковь, где она была похищена. Военный прибавил, что с того времени, как он снял ризу, его мучит сильная тоска». По выходе французов из Москвы протоиерей возвратил украденную драгоценность в Неопалимовскую церковь.

Тропарь Иконе Божией Матери «Неопалимая Купина»

Иже в Купине, огнем горящей и несгораемей, /
показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже, /
огнь Божества неопальне во чреве Приймшую /
и нетленну по Рождестве Пребывшую, /
Тоя молитвами от пламене страстей избави нас /
и от огненных запалений град Твой сохрани, /
яко Многомилостив.


© 2012 Фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы»
Разработка сайтов: Alekcandrina.ru