программа строительства православных храмов в г. Москве
Русская Православная Церковь
«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20)


Храм в честь святой равноапостольной княгини Ольги в Солнцево

АДРЕС: Родниковая ул., между домами 12, стр.1, и 14

Настоятель: священник Георгий Шаламберидзе


Официальный сайт прихода: hram-olgi.cerkov.ru

Начальница веры и корень Православия

Освящение храма святой Ольги в Солнцево

В Солнцево началось возведение деревянного храма, пожертвованного Фондом Святителя Василия Великого

Обыденный храм, возведенные на фестивале «Русское поле», передадут в дар новой площадке «Программы-200» в Солнцево

Освящение храма святой Ольги в Солнцево

Большой красивый деревянный храм в честь святой равноапостольной княгини Ольги был освящен 17 января епископом Выборгским и Приозерским Игнатием, управляющим Западным викариаством. В этот же день Владыка совершил Божественную Литургию.

По случаю торжественного события власти города организовали настоящие народные гуляния. Выступали артисты, приехала ярмарка народных промыслов. В шатрах можно было согреться и выпить горячего чаю. Дети катались на каруселях и участвовали в веселых конкурсах. Залили даже каток. Каждый мог выбрать традиционные русские забавы на свой вкус.

Храм возведен при финансовой поддержке благотворительного Фонда святителя Василия Великого. Архитектурный проект представляет копию Андреевской церкви, построенной по указу Петра I во владениях Соловецкого монастыря в 1702 году. Вместимость храма – до 100 человек.

Как отметил Руководитель Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы Юрий Артюх, выступая на Конференции в Храме Христа Спасителя в рамках Рождественских Чтений, «это как раз тот случай, когда брошенная земля стала постепенно возвращаться к жизни». «Если, например, в некоторых районах (до того как был построен храм – Ред.) людям было просто страшно проходить мимо того или иного места, где собирались недобрые люди, то теперь здесь храм, святыня. Площадка облагорожена. Фонари. Лавочки. Уютно и приветливо горят свечи в окошках церкви... И храм святой Ольги – яркий пример обновления. Для нового прихода местные жители приносят свои иконы, различную утварь, даже лампочки. Один пришел и говорит: «Давайте, я Вам тут крыльцо сделаю». Другой – дорогу предлагает устроить». То есть очевидно, что людям был нужен этот храм, они его действительно ждали и теперь активно помогают его «поднимать».

Настоятель храма священник Георгий Шаламберидзе совершает богослужения каждую субботу и воскресенье, а также по праздничным дням.


ДОРОГИЕ БРАТИЯ И СЕСТРЫ!

ВЫ МОЖЕТЕ ОКАЗАТЬ МАТЕРИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ ХРАМУ

Реквизиты

Полное наименование

РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ПОДВОРЬЕ ПАРТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ ПРИ ХРАМЕ СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ СВЯТОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ В СОЛНЦЕВО Г.МОСКВЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)»

Адрес местонахождения 109044, город Москва, ул. Крутицкий вал, д. 11

ИНН 7705522136

КПП 770501001

Расчетный счет: 40703810938000000178 в ОАО «Сбербанк России»г. Москва

БИК 044525225, к/сч: 30101810400000000225

Святая равноапостольная Ольга

Память: 24 июля

Святую равноапостольную Ольгу издревле называли «Начальницей веры» и «Корнем Православия» в Русской земле.

При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи, обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь. Подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной проповедницей христианства на необъятных просторах земли Русской.

Крестивший святую патриарх пророчествовал: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!»

Описывая женитьбу Киевского князя Игоря, древнейшая из летописей «Повесть временных лет» так говорит о родине будущей просветительницы Руси: «И привели ему жену из Пскова именем Ольга». Иоакимовская летопись уточняет, что она принадлежала к роду князей Изборских — одной из древнерусских княжеских династий.

Супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении — Ольга (Вольга). Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных. Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.

После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся уже отцом. У него родился сын Святослав. Однако вскоре князь был убит древлянами. Те в свою очередь, боясь мести за убийство Киевского правителя, отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим главою - Малом.

Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью заманила она в Киев два посольства древлян, а затем предала их мучительной смерти: первые послы были заживо погребены «на дворе княжеском», вторые — сожжены в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

За годы своего правление Ольга добилась укрепления власти Киевского великого князя и централизации государственного управления с помощью системы «погостов». Летопись отмечает, что она с сыном и дружиной прошла по Древлянской земле, «устанавливая дани и оброки», отмечая села, становища и места охот, подлежащие включению в киевские великокняжеские владения. Ходила она в Новгород, устраивая погосты по рекам Мсте и Луге. «Ловиша ее (места охоты) были по всей земле, установленные знаки, места ее и погосты, — пишет летописец, — и сани ее стоят в Пскове до сего дня, есть указанные ею места для ловли птиц по Днепру и по Десне; и село ее Ольгичи существует и поныне». Погосты (от слова «гость» — купец) стали опорой великокняжеской власти, очагами этнического и культурного объединения русского народа.

Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна. Своими же людьми любима как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, сохраняя сыну своему до его совершеннолетия княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечения, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».

Русь росла и крепла. Строились города. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода, окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ольге, на Вышгород» — на ратное строение. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян от кочевников Великой Степи, от нападений с Запада. Чужеземцы устремлялись в Гардарику («страну городов»), как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой.

Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа.

Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг ее (Ольги) в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа».

 Крещение

Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге», - повествует житие святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933-956), а восприемником был император Константин Багрянородный (912-959), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе.

На одном из приемов русской княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний: «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос».

Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами — началось ее апостольское служение. Она воздвигла Храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.

Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом место Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова — славного града русского, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы». Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому.

***

… В конце жизни святой Ольге пришлось пережить много скорбей. Сын не разделил веры матери и окончательно переселился в Переяславец на Дунае. Пребывая в Киеве, княгиня учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Скончалась святая 11 июля 969 года, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки, и все люди».

Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху.

Языческое имя Ольги соответствует мужскому Олег (Хельги), что означает «святой». Хотя языческое понимание святости отличается от христианского, но оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение этого имени, народ Олега назвал Вещим, а Ольгу — Мудрой. Сама Пресвятая Богородица благословила святую Ольгу на ее апостольские труды. Строительство Софийского собора в Киеве — матери городов Русских — явилось знаком участия Божией Матери в Домостроительстве Святой Руси. Киев, т.е. христианская Киевская Русь, стала третьим Жребием Божией Матери во Вселенной, и утверждение этого Жребия на земле началось через первую из святых жен Руси — святую равноапостольную Ольгу.

Христианское имя святой Ольги — Елена (в переводе с древнегреческого «Факел»), стало выражением горения ее духа. Святая Ольга (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей тысячелетней истории Христианской России.


Величание

Величаем тя, /
святая равноапостольная княгине Ольго, /
яко зарю утреннюю в земли нашей возсиявшую, /
и свет веры православныя народу своему предвозвестившую.

Тропарь Ольге, во св. крещ. Елене, вел. кн. Российской

Крилами Богоразумия вперивши твой ум, /
возлетела еси превыше видимая твари, /
взыскавши Бога и Творца всяческих, /
и Того обретши, паки рождение крещением прияла еси: /
древа животнаго наслаждающися, /
нетленна вовеки пребываеши, Ольго приснославная.