программа строительства православных храмов в г. Москве
Русская Православная Церковь
«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20)


Храм в честь священномученика Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского

Подворье Патриарха Московского и всея Руси

АДРЕС: ЮЗАО. Привокзальная площадь у ж/д станции Бутово

НАСТОЯТЕЛЬ: священник Максим ГЛУХИХ

Контакты: 8 985 183-75-94

На месте строительства основного храма уже построена временная церковь в честь иконы Матери Божией «Неупиваемая Чаша». 17 марта 2013 года епископ Красногорский Иринарх, управлявший тогда Юго-западным викариатством, совершил малый чин освящения временного храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

За это время на приходе своими силами воздвигли здание Воскресной школы.

Официальный сайт прихода: www.butovo.prihod.ru

Новости прихода:

Новые приходы Программы активно развивают миссионерскую работу среди молодежи

Молебен на Бутовском полигоне

Крестный ход к памятнику воинам, погибшим в Великой Отечественной войне

Поздравление с Пасхой людей, живущих в лесу

Приход священномученика Серафима, митрополита Петроградского, в Южном Бутове помогает людям, которым пришлось поселиться в лесу

Прощание с зимой

Все чаще для своих детей родители выбирают Основы Православной культуры

В день празднования Собора новомучеников настоятель храма священномученика Серафима, митрополита Петроградского, совершил панихиду на Бутовском полигоне

12 декабря иерей Максим Глухих, настоятель храма священномученика Серафима, митрополита Петроградского, совершил панихиду на Бутовском полигоне о всех «во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших»

29 ноября по приглашению руководства школы №1355 клирик храма священномученика Серафима (Чичагова) в Южном Бутове диакон Сергий Онг провел урок «Основы православной культуры» для учеников 4 класса

18 ноября в храме священномученика Серафима, митрополита Петроградского, в Южном Бутове состоялась экскурсия для учащихся 4-х классов школы №1355

Престольный праздник в храме иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на привокзальной площади станции «Бутово»

В новых храмах продолжаются мероприятия, посвященные Дню православной книги

Праздник Рождества Христова в Юго-Западном викариатстве (новости приходов)

Епископ Дмитровский Феофилакт посетил храм священномученика Серафима, митрополита Петроградского, в Южном Бутове

Молодежь — наша надежда

http://200hramov.ru/images/gallery/news/ext/b_1449780441.jpg

ВНИМАНИЕ! Открыт расчетный счет храма в честь священномученика Серафима, митрополита Петроградского, в Южном Бутове

Общины «Программы-200» чтут память русских воинов, освободивших мир от нацисткой агрессии

«ПОДАРИ МНЕ ЖИЗНЬ»

http://200hramov.ru/images/gallery/b_1365271890.jpg

Рождественский вернисаж

Открытый урок по основам православной культуры

Привокзальная площадь Бутово украсилась святой церковью


Cерафим значит Пламенный

В. А. Юлин

Cерафим значит Пламенный

Земная жизнь св. митрополита Серафима (Чичагова)

Духовный писатель. Энергичный и красноречивый проповедник. С редкой энергией заботился о возрождении приходов. Отличался кипучей, идейной деятельностью и горячим стремлением поставить духовенство на подобающую высоту. Митрополит Серафим был разносторонне одаренным человеком: музыкант, живописец, писатель, врач. В московском храме во имя пророка Божия Илии (в Обыденском переулке) есть образ Спасителя в белом хитоне и образ преподобного Серафима, молящегося на камне, написанные им.

Потомок древнего дворянского рода, человек незаурядных дарований и способностей, Леонид Михайлович Чичагов оставил блистательную военную карьеру и избрал главным делом своей жизни служение Русской Православной Церкви, которой отдал всего себя без остатка, приняв за Веру мученическую кончину в 1937 году. Русская Православная Церковь, по достоинству оценив подвиг митрополита Серафима Чичагова, возвела его в сан св. Новомученика Российского.

В 2003 году Русская Православная Церковь отметила большой праздник - столетие со дня прославления святого преподобного Серафима Саровского. Участники торжеств в Сарове с благоговением вспомнили тех, кто явился инициатором канонизации смиренного инока Саровской обители. Первыми, выступившими с предложением прославить преподобного, были митрополит Антоний (Вадковский) и архимандрит Серафим (Чичагов).

«Родовитый русский аристократ и блестящий гвардейский офицер, благочестивый православный мирянин и вдохновенный приходской батюшка, самоотверженный монастырский игумен и строгий епархиальный архиерей, мужественный исповедник и величественный священномученик, сочетавший эти два подвижнические служения в своей долгой и праведной жизни», - таковы яркие образы, запечатлевшие в русской церковной и гражданской истории эту замечательную личность.

***

Леонид Михайлович Чичагов - потомственный военный. Он родился 9 января 1856 года в Санкт-Петербурге, в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова и его супруги Марии Николаевны (до замужества Зварковской). Родители крестили своего младенца в храме св. Александра Невского при Михайловском артилерийском училище. И это оказалось весьма символичным: служение воином для него, как и для его предков, было важнейшей формой исполнения христианского долга, характерного для всего семейства Чичаговых. Детей было пятеро: четверо сыновей: Николай, Михаил, Леонид и Александр, и дочь, которая умерла в младенческом возрасте (ей было всего три года).

Родительская любовь в семье сочеталась с должной требовательностью и уважительным отношением между всеми членами семьи. В детях воспитывалось чувство чести и долга перед Отечеством, прививалась чистота нравственных ценностей Православной Веры. Добросердечности в семье немало способствовала мать Мария Николаевна. Она была наделена писательским талантом, великолепно играла на фортепьяно. Любовь к музыке привила и своим сыновьям.

Отец Леонида Михаиловича дослужился до звания генерал-майора. Последние годы своей жизни провел в Калуге, где занимал должность воинского начальника (коменданта города), под надзором которого находился плененный на Кавказе и сосланный вместе со своей семьей в Калугу имам Шамиль.

5 июня 1866 года семью Чичаговых постигло несчастье: умер Михаил Никифорович. Потеря отца побудила десятилетнего Леонида, отличавшегося необыкновенной религиозностью, еще больше искать утешения в вере и стремиться в меру своих сил помогать матери, на плечи которой легла нелегкая задача вырастить четырех сыновей. По окончании гимназии трое из них были зачислены в Его Императорского Величества Пажеский корпус, а младший - Александр «пошел по юридической части». Мария Николаевна скончалась 17 ноября 1894 года и была похоронена на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге в семейной усыпальнице рядом со своим мужем Михаилом Никифоровичем. «Смерть разлучила. Смерть соединит. Господи, внемли слезному молению моему!» - написано на их надгробье.

Закончив 1-ю Санкт-Петербургскую классическую гимназию, Леонид Чичагов поступил в Пажеский корпус в 1870 году с зачислением 28 июня того же года в пажи к Высочайшему двору. 25 декабря 1874 года он был произведен в камер-пажи. Это открывало перед ним блестящую перспективу придворной службы. Однако 18-летний юноша отдал предпочтение воинской службе со всеми ее испытаниями и тяготами.

Окончив по первому разряду старший специальный класс Пажеского корпуса, он был произведен по экзамену в подпоручики в августе 1875 года и направлен для прохождения службы в Первую Его Величества батарею Гвардейской Конно-артиллерийской бригады. Начавшаяся в 1877 году русско-турецкая война привела Чичагова в состав действующей армии на Балканах, сделала его участником основных кровопролитных сражений, где он проявил личное мужество, храбрость и распорядительность.

Леонид Михайлович принимал непосредственное участие в боях под Горным Дубняком и Филиппополем в составе отряда генерал-адъютанта Вельяминова, а также при взятии Телеша и осаде Плевны войсками генерал-адъютанта Гурко. За проявленные им лично отвагу и героизм он был произведен в гвардии поручики и награжден орденами Св. Анны 2-ой степени, 3-ей степени с мечами и бантами и 4-ой степени с надписью «За храбрость» и орденами Св. Станислава 2-ой степени и 3-ей степени с мечами и бантами. Генерал М.Д.Скобелев лично вручил герою именную саблю «За храбрость». Великий князь Николай Николаевич Старший возложил на поручика Чичагова Георгиевский крест - знак военной храбрости и самоотвержения.

Позже Леонид Михайлович описал события, связанные с освобождением Болгарии, в книгах «Примеры из прошлой войны», «Описание отдельных солдатских подвигов», «Рассказы о подвигах офицеров», «Дневник пребывания Царя-освободителя в Дунайской армиив 1877 году». «Дневник» был очень популярен и выдержал три издания. За этот труд портрет Чичагова был пожизненно помещен в Национальный Музей в Софии. Впоследствии работа над «Дневником» побудила автора обратиться к Императору Александру III с письмом, в котором он доказывал необходимость иметь при Дворе историографа для составления прижизненных дневников царствующего Императора, что обеспечило бы написание правдивой русской истории. Письмо было прочитано Александром III и предложение Чичагова было одобрено.

Отметим, что главными темами размышлений молодого офицера стали «не героика войны и даже не миссия русской армии, освободившей православные славянские народы от турецкого владычества…», но  «духовный смысл жизни и смерти, нравственный смысл страданий и самоотвержения, наконец, тема деятельной любви к своим братьям во Христе». (Житие священномученика митрополита Серафима (Чичагова). 1856-1937. СПб. 1997).

В 1878 году Чичагов был назначен и.д. старшего адъютанта Управления артиллерии гвардейского корпуса и откомандирован в распоряжение Управления в Сан-Стефано, откуда в августе 1878 года он возвращается пароходом в Севастополь, а из Севастополя отбывает в Санкт-Петербург. Здесь молодой человек впервые встречается с протоиереем Иоанном Кронштадским, разрешившим многие духовные вопросы молодого офицера и ставшим его духовником, с благословения которого он принимал многие жизненные решения во все последующие годы.

Так, в 1890 году по совету святителя Чичагов бросил блестящую военную карьеру и в чине полковника вышел в отставку и переехал в Москву.


Священник

26 февраля 1893 года Леонид Михайлович был рукоположен в сан диакона. Пресвитерская хиротония последовала через 2 дня - 28 февраля. Став священником Московской церкви Двенадцати Апостолов, отец Леонид восстановил этот храм на собственные средства. Испытания первого года священнического служения оказались усугубленными неожиданной тяжелой болезнью супруги, матушки Натальи, которая привела ее в 1895 году к безвременной кончине, лишившей матери четырех дочерей, старшей из которых было 15, а младшей - 9 лет.

Отец Леонид привез тело почившей супруги в Дивеево и похоронил на монастырском кладбище. Вскоре над могилой была возведена часовня, и рядом с местом погребения матушки Натальи отец Леонид приготовил место для собственного погребения, которому, впрочем, так и не суждено было принять мощи будущего священномученика.

14 февраля 1896 года священник Леонид Чичагов по распоряжению Протопресвитера военного и морского духовенства был «определен к церкви в Москве для артиллерийских частей, заведений и учреждений Московского Военного Округа». Он со свойственной ему энергией частью на свои средства, частью на пожертвования отреставрировал Храм святителя Николая в Старом Ваганькове. Был награжден камилавкой.

Подвижник глубоко чтил память преподобного Серафима Саровского. Однажды, решив съездить к местам подвигов святого, отец Леонид встретился там с одной из трех монахинь, помнивших старца. Уже старая и больная старица Пелагея Ивановна обрадовалась приходу будущего митрополита, сказав: «Вот хорошо, что ты пришел, я давно тебя поджидаю. Преподобный Серафим велел тебе передать, что наступило время открытия его мощей и прославления». В недоумении будущий святитель ответил, что в силу своего общественного положения не может быть принят Государем, на что старица повторила: «Я ничего не знаю, передаю только то, что мне повелел Преподобный». Через некоторое время Серафим (Чичагов) начал работу над «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря». К моменту завершения этого труда автор был уже архимандритом. Вскоре ему удалось встретиться с Государем. Поднеся Императору свою книгу, Чичагов сумел убедить Царя в необходимости открытия мощей преподобного.

Будущий святитель сделал очень многое для канонизации угодника, им же был написан акафист Серафиму Саровскому и краткое житие.

Иеромонах

30 апреля 1989 года отец Леонид получил отставку от Пресвитера военного и морского духовенства и летом того же года был зачислен в число братии Троице-Сергиевой Лавры. При пострижении в мантию 14 августа 1898 года был наречен именем Серафим.

Указом Святейшего Синода 14 августа 1899 года назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря с последующим возведением в сан архимандрита. Проявив твердость церковного администратора, практичность рачительного хозяина и отеческую любовь подлинного пастыря, архимандрит Серафим за пять лет своего игуменства сумел преобразить как хозяйственную, так и духовную жизнь некогда величественного, но ко времени назначения отца Серафима пришедшего в глубокий упадок монастыря. Священноначалие высоко оценило заслуги архимандрита Серафима и как настоятеля возрожденного им Спасо-Евфимиева монастыря, и как замечательного агиографа подвижников иноческого благочестия, и 14 февраля 1904 года архимандрит Серафим был назначен настоятелем одной из семи ставропигиальных обителей Русской Православной Церкви – Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Проведя всего лишь год в Воскресенском монастыре, архимандрит Серафим запечатлел свое игуменство реставрацией знаменитого Воскресенского собора.


Смута. Путь мученика

Многое уже было сделано подвижником для возрождения и созидания святынь Русской Православной Церкви, когда в 1918 году он был возведен в сан митрополита и назначен на Варшавскую и Привисленскую кафедру. Правда, из-за сложившейся политической обстановки не смог отправиться к месту назначения и поселился в Москве, где служил в различных храмах.

24 июня 1921 года состоялось заседание судебной Тройки ВЧК в составе Самсонова, Апетера и Фельдмана, которые постановили: «Заключить гражданина Чичагова в Архангельский концлагерь сроком на два года», но не отдали распоряжение о его аресте и этапировании. Некоторое время владыка продолжал жить на воле и служить в храмах Москвы. Митрополита арестовали только 12 сентября 1921 года и поместили в Таганскую тюрьму.

22 апреля 1922 года Рутковский дал новое заключение по «делу» митрополита: «Принимая во внимание, что Белавиным (патриарх Тихон), совместно с Синодом, по-прежнему ведется реакционная политика против советской власти и что при наличии в Синоде известного реакционера Чичагова лояльное к власти духовенство не осмеливается открыто проявлять свою лояльность из-за боязни репрессий со стороны Чичагова, а также и то, что главная причина последовавшего освобождения Чичагова от наказания его, якобы острое болезненное состояние, не находит себе оправдания после его освобождения и нисколько не мешает Чичагову заниматься делами управления духовенства, полагаю... Чичагова Леонида Михайловича... задержать и отправить этапным порядком в распоряжение Архангельского губотдела для вселения на местожительство, как административного ссыльного сроком по 24 июня 1923 г.». В Архангельске митрополит прожил до конца апреля 1923 года, а затем с разрешения ВЦИК переехал в Москву.

Многое в жизни семидесятилетнего старца было связано с преподобным Серафимом Саровским. Даже теперь, 20 лет спустя после канонизации преподобного, ГПУ ставило ему в вину организацию торжеств: «16 апреля 1924 года гр. Чичагов Леонид Михайлович был арестован секретным отделом ОГПУ по имеющимся материалам: в 1903 году Чичагову было поручено руководство и организация открытия мощей Серафима Саровского...»

8 мая 1924 года Патриарх Тихон подал в ОГПУ ходатайство об освобождении находившегося в Бутырской тюрьме митрополита Серафима, престарелого и больного, за лояльное отношение которого к существующей гражданской власти он, Патриарх Тихон, ручается. Письмо было получено Тучковым на следующий день и оставлено без последствий, дело шло своим чередом. Наконец, 17 июля 1924 года уполномоченный ОГПУ Гудзь предложил освободить митрополита Серафима из-под стражи, и вскоре тот был освобожден.

Ленинградская епархия в 1928 году представляла собой одну из самых исполненных внутрицерковных противоречий епархий Русской Православной Церкви. И именно сюда 8 марта 1828 года прибыл святитель Серафим в качестве нового правящего архиерея. За годы служения владыки в Ленинградской епархии его архипастырский авторитет постоянно возрастал. Выразительным свидетельством этого стало создание православными христианами города в сентябре 1930 года «Общества митрополита Серафима» при Троицком Измайловском Соборе.

14 октября 1933 года указом Синода святитель был отправлен на покой. Первое время владыка жил в резиденции митрополита Сергия (Страгородского). В начале 1934 года он поселился в Малаховке, а затем переехал на станцию Удельная, где арендовал полдачи. Это были две небольшие комнаты и кухня. С ним были две его верные келейницы, монахини Воскресенского Феодоровского монастыря Вера и Севастина, сопровождавшие владыку уже более семи лет.

Спокойными и безмятежными были последние месяцы жизни митрополита в Удельной. Самое скорбное - это были старость и связанные с нею болезни. Он сильно страдал от гипертонии, одышки, последнее время от водянки, так что передвигался с трудом и из дома почти не выходил. Днем к нему приходили духовные дети, иные приезжали из Петербурга. Посещали владыку митрополиты Алексий (Симанский) и Арсений (Стадницкий). Вечерами, когда все расходились, митрополит садился за фисгармонию и долго-долго играл известную духовную музыку или сочинял сам.

30 ноября 1937 года святитель был арестован. Сотрудники НКВД не стали увозить его в арестантской машине, вызвали скорую помощь и отвезли в Таганскую тюрьму.

7 декабря священномученик решением тройки при УНКВД СССР по МО по обвинению в причастности к «контрреволюционной монархической организации» был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу.

11 декабря 1937 года святой был расстрелян и похоронен в Бутово, на так называемом полигоне НКВД.

Реабилитация состоялась 10 ноября 1988 года. Канонизирован 23 февраля 1997 года.

В Тверской епархии находится церковь в честь священномученика митрополита Серафима Чичагова. Это небольшая церковь в деревне Дубровка Бологовского района, построенная в 1999 году.


Тропарь, глас 5-й:

Воинство Царя Небесного
паче земнаго возлюбив,
служитель пламенный
Святыя Троицы явился еси.
Наставления Кронштадтского
пастыря в сердце своем слагая,
данная ти от Бога
многообразная дарования к пользе
народа Божия преумножил еси.
Учитель благочестия и покорник
единства церковнаго быв,
пострадати даже до крове
cподобился еси.
Священномучениче Серафиме,
моли Христа Бога
спастися душам нашим.

Кондак, Глас 6:

Саровскому чудотворцу тезоименит быв,
теплую любовь к нему имел еси,
писаньми своими подвиги и чудеса того миру возвестив,
верныя к его прославлению подвигл еси
и благодарственнаго посещения
самого Преподобнаго сподобился еси.
С нимже ныне, священномучениче Серафиме,
В Небесных чертозех водворяяся,
моли Христа Бога
серафимския радости нам причастником быти.

© 2012 Фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы»
Разработка сайтов: Alekcandrina.ru