программа строительства православных храмов в г. Москве
Русская Православная Церковь
«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20)
Первой печатной книге в России исполнилось 450 лет
17.03.14

Этому историческому событию и были посвящены занятия в Воскресных школах строящихся храмов.

«Начало книгопечатания в России - важная веха в истории нашего государства, нашего народа и нашей культуры, - начал урок настоятель прихода Святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове игумен Дамиан Залетов. – До изобретения печатного дела книги приходилось переписывать от руки, поэтому они были редкими и дорогими. Появление книгопечатания сыграло серьезную роль в формировании национального сознания, общественного образования и устроения Церкви. Первая печатная книга «Апостол» была издана диаконом Иваном Федоровым в Москве в 1564 году».

http://uzvikariatstvo.ru/PhotoGalery/2/1160/b2.jpg

Игумен Дамиан показал детям множество слайдов, на которых они увидели первопечатную книгу, печатный станок и многое другое. Особенно интересно было соприкоснуться со старинной книгой - Патериком Киево-Печерских Преподобных отцов, издания 1895 года. «В своем повествовании я остановился на некоторых житиях святых, - отмечает священнослужитель. – Это очень душеполезное чтение, потому как учит детей вере, послушанию, трудолюбию и добру».

СПРАВКА: Первой печатной книгой Московского государства долго считался отпечатанный Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем (учениками датчанина Ганса Миссенгейма, посланного датским королём к Ивану Грозному) «Апостол» 1564 г., в послесловии которого основание типографии в Москве отнесено к 1553 г. Однако сохранилось несколько книг без дат, которые можно считать напечатанными в Москве раньше «Апостола». Одна из них — Евангелие, с грубым шрифтом, с неправильной свёрсткой, с неравными строками — имеет вкладку, сделанную в 1563 г. Две других — Евангелие и Постная Триодь — напечатаны одинаковым шрифтом, близким к шрифту «Апостола» 1564 года; в одной из них есть вкладка 1562 года.

Мнение, что эти книги юго-славянского или юго-западно-русского происхождения, неправильно: данные их языка, орфографии, текстов доказывают их московское происхождение. Сохранилось ещё несколько рукописей, главным образом Евангелий, с чрезвычайно редкими особенностями: их заставы не нарисованы, а отпечатаны гравировальными досками; одна из рукописей написана в 1537 г., и это позволяет отнести к первой половине XVI в. если не существование первой московской типографии, то по крайней мере изготовление для неё разного материала и, между прочим, гравировальных досок. Хотя книгописное дело всё больше распространялось, им занимался целый класс «добровольцев», изготовлявших книги для продажи, но они не могли удовлетворить всё возраставшие потребности. Об этом знали и за границей: тюбингенские типографщики, предпринимая в XVI столетии печатание славянских книг, рассчитывали на сбыт в разных славянских странах, и на первый план ставили русских.

 
© 2012 Фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы»
Разработка сайтов: Alekcandrina.ru